Региональная модель наставничества
Наставничество - элемент системы дополнительного профессионального образования в рамках неформального образования, обеспечивающее непрерывное профессиональное образование педагогов и составная часть методической работы организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающая работу:
1) с молодыми специалистами;
2) деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации;
3) работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность;
4) организацию работы с кадрами по итогам аттестации;
5) обучение при введении новых технологий и инноваций;
6) обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Основа системы наставничества
- социальный институт, обеспечивающий передачу социально значимого профессионального и личного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
- элемент системы дополнительного профессионального образования в рамках неформального образования, обеспечивающий непрерывное профессиональное образование педагогов;
- составная часть методической работы организации по совершенствованию педагогического мастерства.
Подробнее
Региональная модель института наставничества предполагает три категории наставников:
- ведущий наставник;
- старший наставник;
- наставник-специалист.
Ведущий наставник:
- совместно со старшими наставниками актуализирует (не менее одного раза в год) информацию о наличии в организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- организовывает совместно с наставником-специалистом разработку индивидуальных образовательных траекторий наставляемых;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности системы наставничества, формирует итоговый аналитический отчет по данному направлению работы;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- инициирует публичные мероприятия по популяризации системы наставничества педагогических работников и др.
Таким образом, ведущий наставник осуществляет деятельность в рамках командного наставничества (TeamMentoring).Он обеспечивает координацию деятельности других категорий наставников, а также ведущих проектов, в которых могут быть задействованы не только сотрудники организации, но и представители социума, организации-партнеры. Ведущий наставник осуществляет подготовку кадрового резерва, проводит фасилитационные (стратегические) сессии, анализирует и оценивает успешность реализации поставленных целей и задач, в том числе с привлечением экспертов (внутренних и внешних).
Старший наставник осуществляет наставничество по принципу «равный – равному» (Peer-to-PeerMentoring). Старший наставник координирует деятельность методических объединений, инициативных групп по внедрению и развитию новых педагогических и цифровых технологий, проектирует образовательную среду организации, в том числе с элементами цифровизации, организует семинары, коуч-сессии в соответствии с маршрутом развития коллектива, консультирует и осуществляет научно- методическую поддержку, проводит анализ внутренних и внешних факторов, оценивает успешность реализации и достижения намеченных целей.
Наставник-специалист – педагогический работник организации, который осуществляет наставничество по принципу «один на один» (One-оn-OneMentoring). В центре внимания наставника-специалиста профессиональные дефициты наставляемого, проектирование индивидуальной образовательной траектории, организация mentor-сессии, участие в организации тренингов, мастер-классов и т.д., осуществление методической и психологической поддержки, контроль, анализ и оценивание успешности реализации индивидуальной образовательной траектории наставляемого.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1 - Центр образования» согласно Региональной модели института наставничества используются следующие виды наставничества: "руководитель ОО - учитель", "учитель - учитель". Есть ведущий наставник, а также наставнические пары.