Гимназия №1
г.Щёкино Тульская область
  • Навигатор профилактики и памятки

    Навигатор профилактики и описание памяток для классных руководителей, педагогов и специалистов по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения обучающегося 

    Версия 2022 года Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся — Навигатор профилактики и памятки по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения.

    Пакет разработок состоит из следующих материалов:
    Навигатор профилактики (серая гамма) - содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий классного руководителя, иных педагогов и специалистов образовательных организаций. Общий алгоритм включает действия в рамках межведомственного взаимодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних. Все виды отклоняющегося поведения и их основные признаки включены в цветовую индикацию, которая выполняет функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Все виды отклоняющегося поведения дополнены формами проявления, а также указаны основные признаки девиантного поведения, которые включены в цветовую индикацию, выполняющего функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Среди новых форм добавлены признаки рискованного поведения онлайн, несуици-дального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определенный цвет и номер, что позволит вам достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру. Общий алгоритм действий может быть использован вами и другими специалистами образовательной организации в процессе профилактической работы с детьми, подростками и их родителями. Главными людьми в жизни ребенка являются родители, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать способы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов и иных специалистов учитывают не только психологическую, психолого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и право-вой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям.

    Памятки по видам отклоняющегося поведения:

    1. Социально-психологическая дезадаптация (желтая гамма). Сама по себе дезадаптация не является видом отклоняющегося поведения, но может быть в некоторых случаях причиной или следствием поведенческих проблем и трудностей, а также усиливать их. Вы найдете в этой памятке описание более кон-кретных признаков, причин дезадаптации и сможете сориентироваться в том, как выстроить логику взаимодействия с ребенком, родителями и коллегами в индивидуальной работе.

    2. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (оранжевая гамма). В некоторых случаях поведенческие проблемы начинаются не в подростковом периоде, а в более ранних возрастах, преимущественно после 5 лет и до 12 лет. При этом речь идет о достаточно стойких проявлениях ненадлежащего поведения, которые требуют не только пристального внимания, но и организации ранней комплексной помощи детям. В данной памятке вы можете ознакомиться с признаками такого поведения, его возрастной спецификой, техниками дифференциации поведенческих проблем от нормативных возрастных особенностей, а также с возможными действиями в рамках профилактической работы с ребенком и его родителями.

    3. Агрессивное поведение (розовая гамма). Буллинг, иные формы агрессии в последние годы проявляются не только в физической реальности, но и в виртуальном пространстве, что в ряде случаев приводит к скрытым, латентным конфликтам, серьезным напряжениям в отношениях и неблагоприятной атмосфере в классе. При этом важно иметь в виду, что в случаях проявления агрессивного поведения важно работать не только с буллером или агрессором, но также и с жертвой, поскольку именно она является пострадавшей стороной и требует не меньшего внимания к себе и своим потребностям. Признакам агрессивного поведения и киберагрессии посвящена данная памятка, и включает возможные действия педагогов в конфликтных и иных ситуациях, связанных с подобным поведением.

    4. Суицидальное, самоповреждающее поведение (синяя гамма). Одной из острых проблем в настоя- щее время является суицидальное и самоповреждающее поведение, вызывающее обеспокоенность не только родителей обучающихся и педагогов, но и общества в целом. Такое поведение требует очень тщательного и деликатного подхода к ребенку, поскольку нередко оно сопровождается понижен- ным настроением, депрессивным фоном и глубокой подавленностью, которая иногда может быть не видна даже опытным специалистам. В данной памятке вы можете сориентироваться в основных при- знаках суицидального, самоповреждающего поведения, а также в алгоритме соответствующих безотлагательных действий. В памятке описаны также признаки несуицидального самоповреждающего поведения.

    5. Риск нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния) (фиалковая гамма). Данные признаки проявляются в виде враждебности, высказывания мыслей агрессивного характера, интереса к агрессивным играм и контенту в Интернете, замкнутости, сниженного настроения, суицидальных высказываний, рисунков, попыток самоповреждения. Это один из самых сложных сочетанных видов девиантного поведения, представляющий собой особые случаи общественно опасных деяний несовершеннолетних. В памятке представлены 3 группы критериев изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о риске нападения обучающегося на образовательную организацию (по данным ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздра ва России), специальный алгоритм действий классных руководителей, иных педагогов и специалистов образовательных организаций в рамках профилактики правонарушений, включающий межведомственный аспект. Также описаны защитные факторы, способствующие повышению устойчивости к неблагоприятным факторам и снижению риска потенциальной угрозы общественно опасного деяния, которые могут быть мишенями коррекционно-развивающего воздействия в процессе профилактической работы.

    6. Делинквентное поведение (красная гамма). Правонарушения несовершеннолетних - сложная междисциплинарная проблема, решение которой зависит от целого ряда факторов. При этом существуют достаточно ранние формы начала делинквентного поведения, отличающиеся своими признаками, спецификой проявлений, факторами риска и предохраняющими механизмами, с которыми вы можете ознакомиться в данной памятке. В работе с таким поведением крайне важна слаженность команды специалистов, поэтому желательно в каждой образовательной организации выработать свои стиль, тактику и стратегию оказания комплексной помощи детям и подросткам, а рекомендуемый алгоритм действий представлен на последней странице данной памятки.

    7. Аддиктивное (зависимое) поведение (сиреневая гамма). Существуют разные виды аддиктивного поведения, которые делятся на две обобщенные группы - химические и нехимические виды зависимости. Существуют общие признаки для любого вида зависимого поведения, но также важно ориентироваться и в частных проявлениях, поскольку они иногда могут не быть предметом особого внимания педагогов и специалистов. Именно эти признаки и проявления описаны в данной памятке, включая указание на то, какие срочные меры необходимо принимать в случаях, если ребенок или подросток проявляет признаки аддиктивного поведения.

    8. Рискованное поведение (зеленая гамма). В последние годы активно развиваются и стремительно трансформируются экстремальные виды досуга и спорта, которые достаточно часто связаны с риском, однако пользуются популярностью у подростков, юношей, молодых взрослых, а в исключительных случаях и у детей. Рискованное поведение стремительно трансформируется, появляются новые модные направления и течения, что приводит также к возникновению специфического сленга. Основным формам рискованного поведения, отличительным признакам и вариантам действий классного руково- дителя, иных педагогов и специалистов образовательных организаций посвящена данная памятка. Следует отметить, что в некоторых случаях за рискованным поведением скрывается суицидальное, самоповреждающее поведение, которое не очень глубоко осознается самим ребенком или подростком, с признаками которого вы можете ознакомиться в соответствующей памятке. В настоящее время данный вид отклоняющегося поведения проявляется также в форме рискованного поведения онлайн, признаки которого добавлены в данную памятку.

    Авторы (МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) уверены, что Навигатор профилактики и 8 памяток по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения и действиям в тех или иных ситуациях помогут Вам и Вашим коллегам в педагогической практике, в решении сложных или нестандартных ситуаций.

    Навигатор профилактики виктимизации детей и подростков

    Методические материалы по алгоритмам действий специалистов в ситуациях выявления тревожных факторов поведения несовершеннолетних обучающихся, свидетельствующих о совершаемых противоправных посягательствах в их отношении, в том числе против половой неприкосновенности — «Навигатор профилактики виктимизации детей и подростков» (для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, иных педагогов и специалистов образовательных организаций, а также других специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

    Письмо Минпросвещения России от 05 декабря 2024 г. №07-5918 направлено руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования с материалами Навигатора профилактики виктимизации детей и подростков.

    На данной странице размещена Версия 1.0 Навигатора профилактики виктимизации детей и подростков, включая памятки по алгоритмам действий специалистов.

    Пакет разработок состоит из 12 памяток.

    Методическая часть:

    0. Краткая инструкция к Навигатору профилактики виктимизации детей и подростков.
    0.1. Виктимизация детей и подростков: социальный, правовой и психолого-педагогический аспекты.
    0.2. Социально-психологическая дезадаптация и психоэмоциональное напряжение у детей и подростков.
    0.3. Навигатор профилактики виктимизации детей и подростков: этическая сторона и алгоритмы действий.

    Особая часть: 

    1. Алгоритм действий специалиста, когда ребенок сообщает о ситуации физического насилия и/или пренебрежения/оставления в опасности.
    2. Алгоритм действий, когда специалист предполагает, что в отношении ребенка было совершено физическое насилие, пренебрежение/оставление в опасности.
    3. Алгоритм действий, когда родитель ребенка обращается к специалисту и сообщает о ситуации физического насилия.
    4. Алгоритм действий специалиста, когда ребенок является свидетелем ситуации насилия или жестокого обращения.
    5. Алгоритм действий специалиста, когда ребенок сообщает о ситуации травли или кибертравли либо находится в такой ситуации.
    6. Алгоритм действий, когда ребенок сообщил специалисту о случае совершенного в отношении него сексуального насилия или злоупотребления.
    7. Алгоритм действий, если специалист обнаружил признаки, предполагающие возможное сексуальное насилие или злоупотребление в отношении ребенка.
    8. Алгоритм действий родителя или иного члена семьи, когда ребенок сообщил о случае совершенного в отношении него сексуального насилия или злоупотребления.

    Навигатор профилактики девиантного поведения - все памятки

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике